НЕОКОГНИТРОН
<РАНЕЕ> <HOME>
22.4.1. Обучение без учителя.
Для обучения неокогнитрона, на вход сети подается образ, который необходимо распознать, и веса синапсов настраиваются слой за слоем, начиная с набора простых узлов, ближайших ко входу. Величина синаптической связи от каждого комплексного узла к данному простому узлу увеличивается тогда и только тогда, если удовлетворяются следующие два условия:
- Комплексный узел реагирует;
- Простой узел реагирует более сильно, чем любой из его соседних (внутри его области конкуренции).
Таким образом, простой узел обучается реагировать более сильно на образы, появляющиеся наиболее часто в его рецептивной области. Это соответствует результатам опытов с котятами. Если распознаваемый образ отсутствует на входе, тормозящий узел предохраняет от случайного возбуждения.
Математическое описание процесса обучения и метод реализации латерального торможения аналогичны описанным для когнитрона, поэтому здесь они не повторяются. Необходимо отметить, что выходы простых и комплексных узлов являются аналоговыми, непрерывными и линейными и что алгоритм обучения предполагает их неотрицательность.
Когда выбирается простой узел, веса синапсов которого должны быть увеличены, он рассматривается как представитель всех узлов в плоскости, вызывая увеличение их синаптических связей на том же самом образе. Следовательно, все узлы в плоскости обучаются распознавать одни и те же свойства, и после обучения будут делать это, независимо от позиции образа в поле комплексных узлов в предшествующем слое.